Полномочия депутатов

правила депутатской этики

в Совете сельского поселения ИРСАЕВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ муниципального района  МИШКИНСКИЙ РАЙОН Республики Башкортостан

Настоящие Правила определяют этические нормы поведения депутатов Совета сельского поселения Ирсаевский сельсовет муниципального района Мишкинский район  Республики Башкортостан (далее – депутат), которыми им надлежит руководствоваться при осуществлении депутатских полномочий. Вопросы о нарушениях депутатами Правил депутатской этики и невыполнения ими депутатских обязанностей рассматриваются Комиссией Совета сельского поселения Ирсаевский сельсовет по соблюдению Регламента Совета, статусу и этике депутата.  
  1. Общие положения
1.1. Депутатская этика – это совокупность моральных и нравственных норм поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий. 1.2. Общими моральными и нравственными критериями поведения депутата должны служить идеалы гуманизма, справедливости и добра. 1.3. Депутат, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами в своей деятельности, призван: соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, федеральные законы и законы Республики Башкортостан, Устав и иные муниципальные правовые акты; осуществлять депутатские полномочия добросовестно, на высоком профессиональном уровне; соблюдать собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, граждан, должностных лиц и представителей организаций, с которыми он вступает во взаимоотношения при осуществлении депутатских полномочий, проявлять корректность и внимательность; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления Республики Башкортостан; осуществлять свою деятельность в рамках компетенции Совета сельского поселения Ирсаевский сельсовет муниципального района Мишкинский район  Республики Башкортостан (далее – Совет), установленной законами и иными нормативными правовыми актами; соблюдать установленные законом ограничения для депутатов; соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового этикета; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Республики Башкортостан, учитывать культурные, духовные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; воздерживаться от всякой деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб его авторитету, а также авторитету Совета; уважительно относиться к представителям средств массовой информации, освещающим работу Совета и его органов.  
  1. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутатов в Совете и его органах
2.1. Каждый депутат содействует созданию в Совете и его органах атмосферы доброжелательности, деловитости, ответственности, взаимной поддержки и товарищеского сотрудничества. 2.2. Депутат должен проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, в общении не допускать командно-приказного стиля, перед принятием решений всесторонне учитывать мнения других депутатов. Депутат не вправе проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию некорректными методами. 2.3. Депутат обязан активно и конструктивно участвовать в работе Совета и его органов, добросовестно выполнять поручения, данные ему Советом и его органами, в которых он состоит. 2.4. В случае невозможности присутствовать на заседании Совета, комиссии или других органов Совета депутат заблаговременно информирует об этом главу сельского поселения Ирсаевский сельсовет  муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан (далее –  глава сельского поселения). 2.5. Депутат обязан лично осуществлять право на голосование. Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе требовать учета его голоса после завершения процесса голосования и перепоручать голосование другому депутату или иному лицу. 2.6. Участвуя в заседаниях Совета и его органов, депутат обязан соблюдать Регламент Совета, дисциплину в зале заседаний, следовать принятому порядку работы, уважать председательствующего и всех присутствующих на заседании, воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и Совет, в состав которого он избран. Не допускаются индивидуальные и коллективные действия по прекращению заседания, кроме случаев принятия соответствующего решения голосованием, выступления без предоставления слова председательствующим, выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня, выкрики, прерывание выступающих и т.п. 2.7. Депутаты должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, участвующим в работе Совета и его органов. При обращениях друг к другу, к иным лицам, участвующим в работе, или приглашенным, а также при упоминании их в третьем лице депутатам рекомендуется использовать форму «уважаемый глава сельского поселения», «уважаемый президиум», «уважаемый депутат», «уважаемый председатель комиссии», «уважаемый управляющий делами» или слово «уважаемый» с добавлением имени и отчества лица, к которому оно адресовано. 2.8. На заседаниях Совета и его органов выступающие не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывать к незаконным действиям, национальной и религиозной розни, использовать заведомо ложную информацию. 2.9. В случае избрания депутата на выборную должность в Совете его отношение к другим депутатам должно быть ровным, без выражения к кому-либо явных симпатий или антипатий. Депутаты обязаны считаться с должностным положением депутата и не вправе требовать к себе особого отношения, в том числе по мотивам содействия его избранию на выборную должность, вхождения в одну и ту же депутатскую группу, занятия одинаковой позиции при голосовании.  
  1. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутатов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами
3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, средствами массовой информации, должностными лицами и гражданами. 3.2. Депутат вправе использовать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшую известной ему в связи с исполнением депутатских полномочий, только в служебных целях в соответствии с законодательством. 3.3. Депутат не вправе разглашать сведения, которые стали ему известны при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения составляют государственную, служебную, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну. 3.4. Депутат обязан использовать депутатские бланки только для официальных обращений и писем, подписанных собственноручно. 3.5. Депутат не вправе прямо или косвенно получать любые подарки либо услуги от организаций, граждан при решении вопросов, связанных с осуществлением им депутатских полномочий. 3.6. Депутат не вправе выступать от имени Совета как его официальный представитель, не имея на то соответствующих полномочий. 3.7. Депутат, выступая перед избирателями, в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах с публичными заявлениями, комментируя деятельность государственных и общественных органов и организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверные, проверенные факты. В случае неумышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях недостоверных либо непроверенных фактов депутат должен публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этими выступлениями. 3.8. Депутат обязан отвечать высоким моральным требованиям при исполнении своих обязанностей по отношению к гражданам. 3.9. Депутат обязан своевременно отвечать на обращения избирателей, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы.  
  1. Этика финансовых и имущественных взаимоотношений депутатов
4.1. Депутаты не вправе использовать преимущества, предоставленные им статусом депутата, в целях материально-финансовой и иной личной выгоды. 4.2. Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, используются средства, выделяемые на эти цели в соответствии с законодательством. 4.3. Не допускается получение депутатом от органов, организаций или иных лиц каких-либо услуг, льгот, не предусмотренных законодательством.  

ПОЛНОМОЧИЯ ДЕПУТАТА

Статья 22. Статус депутата Совета
  1. Депутату Совета обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Депутат Совета поддерживает связь с избирателями своего округа, ответственен перед ним и подотчетен им.
  1. Срок полномочий депутата Совета составляет 4 года.
  2. Полномочия депутата Совета начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета нового созыва.
  3. Депутаты Совета осуществляют свои полномочия, на непостоянной основе.
  4. Депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
  5. Гарантии прав депутатов Совета при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов Совета, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
  6. Депутаты Совета не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата Совета, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом Совета были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
  7. Полномочия депутата Совета прекращаются досрочно в случае:
1) смерти; 2) отставки по собственному желанию; 3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; 8) отзыва избирателями; 9) досрочного прекращения полномочий Совета; 10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; 11) в иных случаях, установленных Федеральным законом и иными федеральными законами.
  1. Полномочия депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом.
  2. Решение Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Совета, – не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
  Отзыв депутата Совета Статья 54. Основания отзыва депутата Совета Основаниями для отзыва депутата Совета могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.   Статья 55. Инициатива проведения голосования по отзыву депутата Совета Голосование по отзыву депутата проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Республики Башкортостан для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.   Статья 56. Гарантии прав депутата Совета при рассмотрении инициативы проведения голосования по отзыву депутата Совет уведомляет депутата Совета о выдвинутой инициативе проведения голосования по отзыву депутата, а также о порядке его рассмотрения. Депутат Совета вправе дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, Совету, на собраниях (конференциях) граждан, в средствах массовой информации.   Статья 57. Назначение голосования по вопросу об отзыве депутата Совета Подписные листы должны быть представлены в избирательную комиссию Сельского поселения не позднее 30 дней со дня принятия решения Советом о проведении голосования по вопросу об отзыве депутата Совета. Избирательная комиссия Сельского поселения в случае необходимости в пятидневный срок организует полную или выборочную проверку достоверности подписей в подписных листах. О принятом решении направляется сообщение депутату Совета.   Статья 58. Агитация «за» или «против» отзыва депутата Совета После назначения соответствующей избирательной комиссией даты проведения голосования по вопросу об отзыве депутата Совета избирателям, трудовым коллективам и общественным объединениям, коллективам учебных заведений гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения вопросов, связанных с отзывом депутата Совета, а также предоставляется право беспрепятственной агитации «за» или «против» отзыва депутата Совета на собраниях избирателей, в средствах массовой информации. Депутату Совета, в отношении которого возбужден вопрос об отзыве, а также его доверенным лицам предоставляется право свободной агитации на собраниях (конференциях) граждан, а также использовать средства массовой информации.
1